ДОП дошкольного образования художественной направленности Хореография

Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического
совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Дошкольный
возраст – это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы
закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития
ребенка, формируется личность человека.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной
манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Программа предназначена для ознакомления дошкольников с основами хореографического
искусства. Программа является основой занятий кружка. Она предусматривает систематическое и
последовательное обучение. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от
наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и
привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, изучение танцевальных элементов,
исполнение танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу включены упражнения и движения, обеспечивающие формирование правильной
осанки воспитанников, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические
данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие
навык ориентации в пространстве.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в
ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и
формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Цели программы.
Образовательная цель программы: приобщение детей к танцевальному искусству.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных
качеств: здоровье и выносливость, артистизм и благородство.
Воспитательная цель программы: воспитание в детях культуры поведения и общения.
Задачи:
- дать детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их способности;
- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
- привить интерес к занятиям, любовь к танцам
- гармонично развить танцевальные и музыкальные и творческие способности;
- дать представление о танцевальном образе;
- воспитывать культуру поведения и общения, умение работать в коллективе;
- развивать психические познавательные процессы — память, внимание, мышление,
воображение;
- организовать здоровый и содержательный досуг.
Основные разделы программы:
Программа построена на сбалансированном сочетании трех основных предметов: ритмика, партерная
гимнастика и постановка танца.
Формы организации работы:
Групповая
Подгрупповая
Данная программа рассчитана на 4 года обучения (для детей от 3 до 8 лет).
Занятия проводятся в группах по 10 – 15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю от 15 до 30
минут во второй половин дня.

Форма отчетности
Открытые занятия проводятся в декабре и в мае. Также дети принимают участие в фестивалях и
конкурсах хореографического творчества, таких как «Карусель», «Фасолинка», «Искусство жить
танцуя», «Карусель танца», а также в мероприятиях и концертах детского сада.
Прогнозируемый результат обучения.
По окончании обучения по данной программе дети – выпускники ДОУ должны знать:
особенности постановки корпуса, рук, ног и головы.
основные элементы и движения танца;
уметь:
1. Ориентироваться в характере, темпе, ритме музыки.
2. Уметь свободно и легко исполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы.
3. Уметь сочинять элементарные образные движения.
4. Владеть простейшими правилами поведения на сцене.
У учащихся сформированы:
интерес к танцевальному искусству,
навыки сценических выступлений,
готовность дальнейшему саморазвитию.
Основная задача преподавателя:
познакомить детей с миром танца, заинтересовать детей танцевальным искусством;
научить детей выполнять основные позиции, движения и положения танца;
развить у учащихся элементарные навыки координации, ощущения себя и в пространстве;
развить у учащихся силу и выносливость, музыкальность и артистичность;
воспитать в детях культуру поведения и общения в танцевальном классе.
Программа.
Во время первого года обучения дети 3-летнего возраста овладевают следующими знаниями:
- Правила поведения на занятии
- Постановка корпуса
- Положение рук на талии
- Различные виды ходьбы: на полупальцах, на пятках, с высоким подниманием колена,
топающий шаг
- Бег: на полупальцах, с высоким подниманием колена
- Боковой галоп
- Прыжки: на двух ногах на месте и в продвижении
- Полуприседания с разворотом корпуса
- Выставление ноги на пятку
- Комбинация на основе проученных танцевальных элементов
- Различие правой и левой руки
- Построение в линии, в круг, сужение и расширение круга
- Согласование танцевальных элементов с текстом и музыкой
Показатели развития:
Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития в трехлетнем возрасте
является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение
передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
Во время второго года обучения дети 4-летнего возраста овладевают следующими
знаниями:
- Постановка корпуса
- Знание VI позиции, I и II свободной позиции
- Положение рук на поясе, на юбке (у девочек)
- Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц
- Demi plié по VI позиции
- Rélévé по VI позиции

- Rétiré в невыворотном положении
- Боковой и прямой галоп
- Одинарный и двойной притоп
- Перестроение из 1-2-3 линий в круг, из двух линий – в два круга
- Танцевальные комбинации
- Работа с предметом
- Умение передавать образ при помощи пластики
Показателем уровня развития является не только выразительность, но и умение
координировать свои действия в соответствии с музыкой, способность к запоминанию и
самостоятельному исполнению композиций.
Во время третьего года обучения дети 5-летнего возраста овладевают следующими
знаниями:
- Постановка корпуса
- Знание изученных позиций ног (VI, свободные I, II, III)
- Положение рук на талии, на юбке (у девочек), положение рук в паре
- Demi plié с выходом на полупальцы
- Шаг: с высоким подниманием колена на полупальцах, в комбинации с хлопками и
движениями рук, шаги с притопом
- Бег: легкий на полупальцах, с высоким подниманием колена, с захлестом голени, подскок
- Прямой и боковой галоп по одному и в паре
- Rétiré по VI позиции с разворотом бедра
- Поворот по точкам маршевым шагом
- Соединение изученных танцевальных элементов в комбинации
- Перестроения в сочетании с танцевальными композициями: круг в круге, шторки, колонна.
- Развитие способности различать жанр произведения: плясовая, марш, и выражать это в
соответствующих движениях
- Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки.
Показателем уровня развития является развитие способности к выразительному,
одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку,
формирование адекватной самооценки.
Во время четвертого года обучения дети 6-летнего возраста овладевают следующими
знаниями:
- Постановка корпуса
- Знание изученных позиций ног (VI, свободные I, II, III)
- Положение рук на талии, на юбке (у девочек), положение рук в паре
- Demi plié с выходом на полупальцы,
- Rélévé по VI позиции
- Rétiré в невыворотном положении с разворотом бедра
- Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, упражнения на развитие
ловкости и точности, координации рук и ног
- Ходьба: простой танцевальный шаг, шаг с каблука, маршевый шаг в сочетании с движение
рук, шаг на полупальцах с поджатой назад, шаг с притопом
- Бег: изученные виды и комбинации
- Прыжковые движения: на одной и двух ногах на месте и в продвижении, прыжки с
поджатыми коленями, разножка, прыжки с поворотом на 180°, подскок, перескок, прыжковые
комбинации
- Элементы классического танца в досупных комбинациях
- Поворот по точкам с работой головы
- Перестроения: из колонны в двойную колонну, звездочка, шторки, прочес, улитка, восьмерка.
- Развитие умения выражать свои эмоции в мимике и пантомимике

Показатели уровня развития детей:
- Законченность каждого движения
- Техническая оснащенность
- Ритмичность
- Выразительность
- Способность выражать характер музыки оригинальными движениями
- Эмоциональная наполненность
Партерная гимнастика.
Упражнения партерной гимнастики направлены на развитие физических данных и используются по
усмотрению педагога в зависимости от цели урока, а также возрастных особенностей детей.
Основные упражнения:
1. Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения ахилловых сухожилий, подколенных
мышц и связок.
В положении лежа на спине и сидя:
- Вытягивание и сокращение подъема стопы по VI позиции ног;
- Развороты стоп с вытянутым и сокращенным подъемом в I позиции ног;
- Вращательные движения стопами внутрь и наружу;
- Приподнимание вытянутых ног на 25°, 45°, 60°
- Упражнение «складка» - наклон ровного корпуса на вытянутые ноги с захватом руками стоп ног;
2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава
В положении лежа на спине:
- Поворот голени, бедер и стоп внутренней стороной наружу;
- Круговые движения голенью ног вправо и влево
3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра:
В положении лежа на спине:
- Поочередное выпрямление согнутых ног при помощи рук;
- Легкое раскрывание ног в стороны, расслабляя колени и закрывание через сопротивление в стопе
и в голени;
В положении сидя:
- Наклоны вперед, с касанием вытянутых и разведенных в стороны ног, касаясь локтями пола;
- Касание пола согнутыми в коленях и разведенными врозь ногами, также – с наклоном корпуса
вперед (упражнение «лягушка» или «бабочка»)
- Отведение прямой ноги назад на подъем
4. Упражнения для развития танцевального шага:
В положении лежа на животе:
- Упражнение «лягушка» с поднятым и прогнутым назад корпусом, прижатыми к полу пятками и
животом.
В положении лежа на спине:
- Подъем ноги на 90°
- Растяжка поднятой ноги на 180°
В положении сидя:
- Наклоны корпуса вперед с касанием пола к раскрытым до предела в стороны ногам;
- Виды шпагатов: продольный, поперечный.
5. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса:
В положении лежа на спине:
- Поочередный и одновременный подъем выворотных ног с сокращением и вытягиванием стоп в
воздухе;
- Подъем корпуса в положении сидя;
- Упражнение «ножницы»
Упражнения на развитие гибкости позвоночника

В положении лежа на спине:
- Приподнимание верхней части позвоночника с удерживанием таза на крестцовой части
позвоночника и затылочной части «маленький мост»;
- Прогиб корпуса с опорой на локти без отрыва головы и таза от пола;
- Наклон туловища вправо, влево без отрыва спины от пола;
- Касание пола справа и слева согнутых ног с одновременным поворотом головы в другую
сторону;
- Упражнение «березка» - выход в стойку с вытянутым вверх позвоночником с опорой на плечи,
локти и кисти рук, свободная спина, таз и ноги вытянуты в одной плоскости вертикально вверх.
В положении сидя:
- Выпрямление согнутых в коленях ног с захватом пяток руками.
В положении лежа на животе:
- Упражнение «лодочка» - одновременное вытягивание и приподнимание рук вперед, ног назад с
последующим раскачиванием;
- Упражнение «корзинка» - захват руками щиколоток согнутых в коленях ног, их вытягивание
вверх с одновременным раскачиванием;
- Упражнение «кольцо» - прогиб корпуса назад с касанием головой стоп согнутых в коленях ног;
- Упражнение «мостик» - стойка на руках и ногах с одновременным прогибом спины и головы
назад.

I год обучения.
Тема
занятий
«Давайте познакомимся»

Вводное занятие

Раздел

Программное содержание
Знакомство с детьми. Что такое танец.

Задачи
- Формировать интерес к занятиям.
- Формировать общую культуру
личности ребенка;
- формировать правильную осанку и
положение головы, положение рук на
талии, позиции ног.
- Обучить детей танцевальному шагу
с носка.

Приветствие. Основные правила поведения в
танцевальном
зале,
правила
техники
безопасности. Постановка корпуса. Положение
рук на талии. VI, I свободная позиции ног.
Танцевальный шаг с носка.
Танец «Топ по паркету»
(шаг с носка, хлопки, притопы, прыжки на двух
- формировать интерес к занятиям.
ногах)
Игра «Давайте потанцуем»

- Развитие воображения, фантазии.

Методы и приемы
- беседа
- объяснение.
- показ.
- показ,
инструкция.
- импровизация.

«Здравствуй,
сказка»

Музыкально ритмические движения

Маршировка (шаг с носка, перестроения – круг, из формировать
правильное
большого в маленький круг и обратно, колонна, исполнение танцевального шага.
круг.)
Формировать
умение
ориентироваться в пространстве.
-научить перестраиваться из одного
рисунка в другой
Разминка «Сказочные герои» (голова – повороты - разогреть мышцы.
вправо, влево, наклоны к правому, левому плечу; -Развивать первоначальные навыки
плечи, руки – поочередное поднимание плеч координации движений.
вверх; движения кистями рук вверх и вниз, - научить передавать заданный образ.
сгибание – разгибание в локтевых суставах,
вытягивание вверх– опускание вниз рук; корпус
– повороты, наклоны в стороны, вперед, ноги –
поочередное поднимание пятки, приседания,
приставные шаги в стороны, вперед - назад,
поднимание колен вперед, в стороны, прыжки на
двух ногах, ноги вместе – врозь)
- Обучить детей танцевальным
движениям.
Хлопки в ладоши – простые и ритмические.
-совершенствовать
исполнение
выученных движений.
- Положение рук: перед собой, вверху, внизу,
- познакомить детей с темпами
справа и слева на уровне головы.
- «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный музыки (медленный, умеренный,
размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два быстрый)
такта, на один такт, два приседания на один такт. - познакомить детей с динамическими
оттенками музыки (форте, пиано).
- «шаг, приставить, шаг, каблук».
- познакомить детей со штрихами
- подъем на полу пальцы.
- повороты вправо, влево.
музыки (стаккато, легато) отражение
Танцевальная композиция «Гномики и
их движениями: хлопками, шагами,
Великаны» Игра «Сказочный лес»
бегом,
плавными
и
резкими
Игра «У медведя»
движениями головы.
повысить
гибкость
суставов,
Игра «Путешественники»
улучшить эластичность мышц и
Партерная
гимнастика(«Самолет»,
связок, нарастить силу мышц.
«Утюжки и клювики», «Бабочка», «Складочка»)

- инструкция.

- пояснение,
повтор за
педагогом.
- объяснение,
показ, повтор за
педагогом,
самостоятельное
исполнение.
- объяснение,
показ.
- объяснение.

- объяснение.
- объяснение.
- показ,
объяснение.

«Волшебное путешествие»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
шаг с высоким подниманием колен, приставные
шаги в стороны, вперед, назад. Перестроения круг, из большого в маленький круг и обратно, в
колонны по 2, 4) Разминка «Веселые часики»
(голова - прямо, вверх-вниз; «уложить ушко»
вправо и влево; повороты вправо и влево;
упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой стороне, с ритмическим
рисунком.) Руки - поднять вперед на уровень
грудной клетки, затем развести в стороны, поднять
вверх и опустить вниз в исходное положение. В
каждом положении кисти круговые движения с
раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и
разгибание кистей. Положение рук: на поясе и
внизу. «Мельница» - круговые движения прямыми
руками вперед и назад, двумя – поочередно и по
одной Плечи - оба плеча
поднять вверх и опустить, изображая
«удивление». Поочередное поднятие плеч.
Упражнение «Улыбнемся себе и другу» - наклоны
корпуса вперед и в стороны с поворотом головы
вправо и влево по VI, по II позиции ног. Повороты
корпуса вправо, влево. Ноги - подъем на полу
пальцы с полуприседанием, «пружинка», высокое
поднимание колен вперед, в стороны. Прыжки –
по VI позиции ног, VI – II позиции ног.

формировать
правильное - инструкция.
исполнение танцевальных шагов.
Формировать
умение
ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой
- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Развить чувство ритма.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.

- пояснение,
повтор за
педагогом.

-Развивать координацию движений.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.
- Развить умение детей перестраивать
с одного темпа музыки на другой.
- Учить строить рисунки танца.
- продолжать знакомить детей с
динамическими оттенками музыки
(форте, пиано).

Ритмические хлопки в ладоши. Тройные притопы.
«Пружинка» с наклонами головы. Подскоки,
приставные шаги с
приседанием. - Формировать умение слушать
музыку, понимать ее настроение,
передавать
их
Танцевальная композиция «В путешествие с характер,
18
танцевальными движениями.
друзьями»
формировать
умение
Игра «Скорый поезд»
ориентироваться в пространстве
Игра «Музыкальные ворота»
Игра «Путник»
- повысить
гибкость
суставов,
улучшить эластичность мышц и

- показ,
объяснение, повтор
за педагогом,
самостоятельное
исполнение.
- показ, объяснение

формировать
правильное - инструкция.
исполнение танцевальных шагов.
Формировать
умение
ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
Разминка «Веселые котята» (голова – повороты в рисунка в другой.
стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди.
Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение - Разогреть мышцы.
плечами вперед, назад; поднимание и опускание - Учить правильной осанке при
рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, исполнении движений.
- пояснение,
назад. Корпус – наклоны вперед, в стороны, - научить передавать заданный образ.
повтор за
повороты назад. Ноги – поднимание на полу
педагогом.
пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых
ног вперед в пол. Прыжки – на двух ногах, на - Развить чувство ритма.
одной, перескоки с одной ноги на другую.)
- Обучить детей танцевальным
движениям.
Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук - Учить правильной осанке при
- показ,
объяснение, повтор
на поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы. исполнении движений.
за педагогом,
Хлопки, притопы в паре, кружения в паре. Выпад,
самостоятельное
выпад с соскоком.
-Развивать координацию движений.
исполнение.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
-показ, объяснение.
- Формировать пластику, культуру
Танцевальная композиция «Вот идут
движения, их выразительность.
утята» Игра «Цыплята и ворона»
- Формировать умение слушать
музыку, понимать ее настроение,
Танец-игра «Кот и мыши»
характер, передавать заданный образ
движениями.
Партерная
гимнастика («Лягушечка»,
-объяснение.
- Развить музыкальный слух и чувства
«Книжка», «Дельфин», «Русалочка», «Паучок»,
ритма.
«Клубочек»)
- научить импровизировать.
- укрепить мышцы спины, живота.
19
- формировать правильную осанку.
- объяснение,
- повысить
гибкость
суставов, повтор за
улучшить эластичность мышц и педагогом,
связок, нарастить силу мышц.
самостоятельное
исполнение.

«На птичьем дворе»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
шаг с высоким подниманием колен, приставные
шаги с приседанием. Перестроения – круг,
диагональ, змейка)

«Зимняя
сказка»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
шаг с высоким подниманием колен, приставные
шаги
с
приседанием,
галоп,
подскоки.
Перестроения – круг, две колонны, два круга,
«шторки», круг, колонна, полукруг.)
Разминка «Зимние забавы» - (голова – повороты в
стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди.
Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение
плечами вперед, назад; поднимание и опускание
рук по очереди и вместе, движение рук вперед,
назад, движения имитирующие игру в снежки,
«греем руки». Корпус – наклоны вперед, в
стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на
полу пальцы, поднимание колен, вытягивание
прямых ног вперед в пол, выпады в стороны,
вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной,
перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с
высоким подниманием колена.)

формировать
правильное - инструкция.
исполнение танцевальных шагов.
Формировать
умение
ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.
- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- научить передавать заданный образ.
- Развить чувство ритма.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.

Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, -Развивать координацию движений.
- Обучить детей танцевальным
подскоки. Хлопки, притопы.
движениям.
Танцевальная композиция «Тик так – тикают - Формировать пластику, культуру
часы»
движения, их выразительность.
- Развить чувство ритма.
Игра «Новогодний хоровод»
- развить музыкальный слух, умение
начинать движение с нужного такта.
- Развить музыкальный слух, выделять
Игра «Домики»
начало музыкальной фразы.
- укрепить мышцы спины, живота.
Партерная гимнастика («Колечко»,
- формировать правильную осанку.
«Корзинка», «Божья коровка»)
повысить
гибкость
суставов,
улучшить эластичность мышц и
20

- пояснение,
повтор за
педагогом.

- объяснение,
показ.

- объяснение,
показ.

связок, нарастить силу мышц.

- объяснение.
- объяснение
- объяснение,
показ.

21

«Во саду ли в огороде»

Элементы русского танца

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
шаг с ударом, галоп, подскоки, перескоки.
Перемещения – круг, колонна, два круга,
«шторки», круг, звездочка, сужение и расширение
круга, круг в круге.)

формировать
правильное - инструкция.
исполнение танцевальных шагов.
Формировать
умение
ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
Разминка «Барыня» (голова – повороты в стороны, - научить передавать заданный образ.
наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи,
руки – подъем и опускание плеч, движение
плечами вперед, назад; поднимание и опускание
рук по очереди, и вместе, движение рук вперед,
назад, Корпус – наклоны вперед, в стороны,
повороты назад. Ноги – поднимание на полу
пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых
ног вперед в пол, выпады в стороны, вперед. - познакомить детей с особенностями
Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с русского танца.
одной ноги на другую. Бег на месте с высоким - Обучить детей танцевальным
подниманием колен.)
движениям.
- Учить правильной осанке при
Положение рук на поясе, открывание рук во 2 исполнении движений.
позицию, закрывание на пояс. Вынос ноги на
каблук вперед, в стороны без корпуса, с наклонами
корпуса. Притопы одинарные, двойные, тройные.
Полу присядка. Хлопушки в ладоши, по бедру. - Обучить детей танцевальным
Кружения. «Ковырялочка», «ковырялочка» с движениям.
притопом. Ходы – простой с носка, с пятки, - Формировать пластику, культуру
топающий шаг. Исполнение движений с движения, их выразительность.
-научить передавать в движениях
одновременной работой рук.
начало и окончание музыкальных
фраз.
Танцевальный этюд «Теремок» 22
- Познакомить детей с позициями рук в
русском танце.
- развить координацию.

- Пояснение,
повтор за
педагогом.
- объяснение,
показ.
- объяснение,
показ.

-объяснение.

- объяснение.
- объяснение.
-объяснение, показ.

«Приглашение к танцу»

Детский бальный танец, ритмика.

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед, галоп, подскоки, бег с
высоким подниманием колен. Перестроения –
круг, змейка, квадрат, колонна, полукруг, две
колонны.)

- Формировать
правильное - инструкция.
исполнение танцевальных шагов.
Формировать
умение
ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.

Разминка «Раз, два, три, четыре» (голова –
ритмические покачивания, наклоны, полукруг;
плечи, руки –поднимание, опускание плеч –
вместе, по одному, круговые движения, сгибание,
разгибание пальцев рук, движение кистями рук,
сгибание – разгибание в локтевом суставе,
упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди,
корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты.
Ноги – движения стопами, поднимание на полу
пальцы, приставные шаги, прыжки – по VI, VI – II,
упражнение «лыжник» в разных ритмических
рисунках. )

- Разогреть мышцы.
- формировать правильную осанку
при исполнении движений.

- Обучить детей танцевальным
движениям.
Поклон по I позиции ног, галоп, подскоки, - Формировать пластику, культуру
приставные шаги, легкие прыжки на месте, хлопки движения, их выразительность.
в разных ритмических рисунках.
- развивать творческие способности
Полька «Осенняя полечка»
детей.
Игра «Давайте потанцуем»
- Обучить детей танцевальным
Игра «Музыкальные змейки»
движениям.
- Формировать пластику, культуру
Игра «Выбирай друга»
Партерная гимнастика (упражнения на растяжку движения, их выразительность.
мышц, укрепления мышц спины и живота, для
улучшения выворотности ног, профилактики - Развивать воображение, фантазию.
плоскостопия.)
- Формировать
умение
ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную осанку.
23
- Повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц.

- инструкция.

- объяснение,
показ.

- объяснение, показ
- импровизация.
- импровизация.
- объяснение.

«Я хочу танцевать»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг
марша, галоп, подскоки, бег с высоким
подниманием колен. Перестроения - в рассыпную,
шеренга, круг, в пары, круг в круге, в рассыпную.)
Разминка «Я танцую» (голова – ритмические
покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –
поднимание, опускание плеч – вместе, по одному,
круговые движения, сгибание, разгибание пальцев
рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание
в локтевом суставе, упражнение
«плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус –
наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги –
движения стопами, поднимание на полу пальцы,
приставные шаги, переменный шаг в сторону,
прыжки – по VI, VI –II, прыжок в повороте.)

формировать
правильное - инструкция.
исполнение танцевальных шагов.
Формировать
умение - показ,
инструкция.
ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.
- объяснение,
- Разогреть мышцы.
показ.
- Учить правильной осанке при
- объяснение,
исполнении движений.
показ.

- Обучить детей танцевальным
движениям вальса.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
Поклон мальчиков, поклон девочек, приставной движения, их выразительность.
шаг, балансе, шаг с носка, поворот в паре,
- научить «чувствовать» пару.
кружения.
Вальс «Дружбы»
-развивать воображение, фантазию.
- развить быстроту реакции.
Игра «Магниты»

Игра «Бабочки»
Партерная гимнастика (упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины и живота, для
улучшения выворотности ног, профилактики
плоскостопия.)

24

- Формировать навык «легкого шага»
-развивать воображение, фантазию.
- формировать правильную осанку.
- повысить
гибкость
суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц.
- укрепить здоровье детей.

- инструкция.
- объяснение.
Объяснение,
импровизация.
- объяснение,
показ.

«Давайте построим большой хоровод»

Элементы эстрадного танца

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг
марша, галоп, подскоки, бег с высоким
подниманием колен, перескоки. Перестроения –
две шеренги, шторки, круг, четыре колонны,
змейка, квадрат.)
Разминка «Зарядка» (подъем на полу пальцы,
приседания, наклоны, повороты туловища, махи
согнутыми ногами, выпады –исполняются
совместно с движениями рук, головы.)
Игра «Домики»
Игра «будь внимателен»
Игра «А ну-ка, покажи»
Партерная гимнастика (упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины и живота, для
улучшения выворотности ног, профилактики
плоскостопия.)

25

формировать
правильное
исполнение танцевальных шагов.
Формировать
умение
ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.
- развить координацию движений.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.
- Развить музыкальный слух, выделять
начало музыкальной фразы.
развить
внимание,
быстроту
реакции.
- развивать воображение, фантазию.
- развить артистизм.
- формировать правильную осанку.
- повысить
гибкость
суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц.
- укрепить здоровье детей.

- инструкция.
- показ.
- инструкция.
- объяснение,
показ.
- объяснение.
- объяснение.
- инструкция.
- объяснение,
показ.

II год обучения.
Тема
занятий

«Встанем, дети, в круг»

Вводное занят

Раздел

Программное содержание

Задачи

Методы и приемы

Приветствие. Основные правила поведения в - Формировать общую культуру личности
танцевальном
зале,
правила
техники ребенка;
безопасности.
вспомнить, закрепить
материал
Танцевально – ритмическая гимнастика «Я прошлого года.

-беседа.

танцую»

- инструкция.

- Формировать интерес к занятиям.

Танец «Кадриль моя» (шаг с носка, легкий бег, - закрепить материал прошлого года.
"ковырялка", притопы, хлопки, кружения,
- Развить музыкальный слух и чувства
приставные шаги с приседанием)
ритма.
- научить импровизировать.

Танец-игра «Встанем вместе»

- Развить умение детей перестраивать с
одного темпа музыки на другой.

Игра «Скорый поезд»

Игра «Давайте потанцуем»

26

- импровизация.

- инструкция.

- инструкция.
- импровизация.

- Учить строить рисунки танца.

- объяснение.

- развить воображение, фантазию.

- импровизация.

- закрепить материал прошлого года

- импровизация.

-формировать правильное
танцевальных шагов.

исполнение - инструкция.

- Формировать умение ориентироваться в
пространстве.

-научить перестраиваться из
Разминка «В осеннем парке» (голова – рисунка в другой.
ритмические покачивания, наклоны, полукруг; - Разогреть мышцы.
плечи, руки –поднимание, опускание плеч –
вместе, по одному, круговые движения, сгибание, - Учить правильной осанке при
разгибание пальцев рук, движение кистями рук, исполнении движений.
сгибание – разгибание в локтевом суставе,
- Научить правильно исполнять
упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди,
движения.
корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты.
Ноги – движения стопами, поднимание на полу
пальцы, приставные шаги, переменный шаг в
сторону, прыжки – по VI, VI –II, прыжок в - Обучить детей танцевальным
движениям.
повороте.)

«Осенняя прогулка»

Музыкально ритмические движения

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг
марша, галоп, подскоки, бег с высоким
подниманием колен, перескоки. Перестроения –
две шеренги, шторки, круг, четыре колонны,
змейка, квадрат.)

Шаг на полупальцах, приставные шаги,
переменный шаг в сторону, подскоки, галоп,
хлопки в разных ритмических рисунках, притопы.

Танец «Капризный зонтик»

Игра «Музыкальные змейки»
Игра «Заколдованный лес»
Игра «Веселые капельки»

одного

- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.

- инструкция.

- объяснение.
- показ.

- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.

- научить ориентироваться в видах
танцевальных мелодий (вальс, марш, - объяснение.
27 полька.)
- показ.
- Формировать умение слушать музыку,
понимать ее настроение, характер,

- объяснение.

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, - формировать правильное исполнение
шаг на пятках, приставные шаги, галоп, подскоки. танцевальных шагов.
Перестроения – круг, диагонали, квадрат, четыре
- Формировать умение ориентироваться
колонны.)
в пространстве.
Разминка «Гномики» (голова – повороты в
стороны, наклоны вперед, в стороны, полукруг. - научить перестраиваться из одного
Плечи – поднимание вверх и опускание вниз, рисунка в другой.
круговые движения. Руки – круговые движения
кистями рук, сгибание и разгибание в локтевом
суставе, поднимание и опускание прямых рук. - Разогреть мышцы.
Корпус – наклоны в стороны, вперед, повороты,
«штопор». Ноги – топающий шаг на месте,
поочередное поднимание пятки, «пружинка»,
приставные шаги. Прыжки – по VI позиции ног,
галоп в стороны, подскоки на месте.)

- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно исполнять
движения.

Хлопки, притопы в разных ритмических рисунках, - научить передавать заданный образ.
синкопа, прыжки по ритмическим рисункам, галоп
в паре, движение «пятка носок» с наклоном
корпуса, подскоки в повороте.

- инструкция.
- инструкция.
- показ.
- объяснение.
- показ.
- объяснение.
- показ.
- объяснение.
- инструкция.
- объяснение.
- импровизация.
- объяснение
- объяснение.

«В гостях у Сказки»

- показ.
Танец «Есть на свете гномики»
Игра «Строим дом для гномиков»
Игра «Ведьма и Белоснежка»
Игра «На лужайке»

- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.

Партерная гимнастика – упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины, для правильного28 - Обучить детей танцевальным
движениям.
формирования стопы.

«Лесные приключения»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
переменный шаг с носка на пятку и обратно,
пружинящий шаг, топающий шаг, переменный в
сторону. Перестроения – круг, колонна, два круга,
«шторки», полукруг, «прочес», круг.)

- формировать правильное исполнение
танцевальных шагов.

Разминка «Лесные звери» (Голова - повороты
головы, круг головой, наклоны. Плечи –
поочередное поднимание и опускание, «по три с
паузой», круговые движения. Руки – открывание
во II позицию и закрывание в положение на талию,
поочередное поднимание и опускание рук
– талия, плечи, вытянуть вверх. Корпус – наклоны,
повороты. Ноги – притопы – одинарный, двойной,
тройной. Поднимание колен, полу присядка,
«пирамидка». Прыжки - по VI позиции ног, галоп
в стороны, подскоки на месте, с поджатыми
ногами.)

- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.

Переменный шаг вперед, простая
дорожка,
плавные
движения
переступания с легким ударом каблука.

- инструкция.

- Формировать умение ориентироваться
в пространстве.

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно исполнять
движения.

- инструкция.

- научить передавать заданный образ.
- Обучить детей танцевальным
движениям русского танца.

дробная
руками, - Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.

Хоровод «Лебедушки»

Игра «На лесной полянке»

Игра «Вдоль пруда»

Игра «Жучок-паучок»

- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться
в пространстве.
29 - научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.
- научить передавать заданный образ.
- развить артистичность и воображение.
- научить слушать музыку, ее характер,

- объяснение.
- показ
- объяснение.
- показ.

«Путешествие в сказку»

Детские бальные танцы

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
переменный шаг с носка на пятку и обратно,
пружинящий шаг, топающий шаг, переменный
шаг, галоп, подскоки. Перестроения – змейка,
круг, две колонны, четыре колонны, полукруг,
«прочес», диагонали, полукруг.)
Разминка «Поле чудес» (Голова– повороты
головы, круг головой, наклоны. Плечи –
поочередное поднимание и опускание, «по три с
паузой по очереди», круговые движения. Руки –
открывание во II позицию и закрывание в
положение на талию, круговые движения кистями,
в локтевом суставе, прямых рук. Корпус
– наклоны, повороты. Ноги – отрывистый шаг на
месте с носка на пятку, поднимание колен,
вытягивание и сокращение стопы, «пирамидка».
Прыжки - по VI позиции ног, галоп в стороны,
подскоки на месте, с поджатыми ногами.)

- формировать правильное исполнение
танцевальных шагов.
- Формировать умение ориентироваться
в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно исполнять
движения.
- научить передавать заданный образ.
- Обучить детей танцевальным
движениям русского танца.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
Шаг польки, галоп, поскоки, положения в парах,
движения, их выразительность.
перестроения в парах, кружения.
- развить координацию движений.
Танец «Полька»
- развить артистичность.
Игра «Вот как мы умеем»
- закрепить позиции рук, ног, положение
Игра «Учитель и ученики»
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку рук на талии.
мышц, укрепления мышц спины, для правильного - формировать правильную осанку.
- повысить гибкость суставов, улучшить
формирования стопы.
эластичность мышц и связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей

30

- инструкция.
- инструкция
- объяснение.
- показ.
- объяснение.
- показ.
- показ.
- инструкция.
- инструкция.
- объяснение.
- объяснение.
- показ.

«Из бабушкиного сундучка»

Элементы народного танца

- инструкция.
- формировать правильное исполнение
танцевальных шагов.
- Формировать умение ориентироваться
в пространстве.
- научить перестраиваться из одного - инструкция.
рисунка в другой.
- объяснение.
- Разогреть мышцы.
- показ.
- Учить правильной осанке при
- объяснение
исполнении движений.
- импровизация.
- Научить правильно исполнять
движения.
- объяснение.
- научить передавать заданный образ.
- объяснение.
- объяснение,
- Обучить детей танцевальным
- показ.
движениям русского танца.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.
- Обучить детей танцевальным
движениям русского танца.
Поклон; простой дробный шаг, беговой
шаг, - Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.
боковой ход припадание,
«ковырялочка»,
«моталочка»,
скользящие - закрепить пройденный материал.
одинарные хлопки, удары по подошве сапога,
- развить музыкальность, чувство ритма.
«гармошка». Танец
научить
ориентироваться
в
«Бабушкин сундучок»
пространстве.
Игра «Кто запомнил лучше всех»
- формировать правильную осанку.
Игра «Тик - так»
- повысить гибкость суставов, улучшить
Игра «Шары и пузыри»
эластичность мышц и связок, нарастить
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку силу мышц.
мышц, укрепления мышц спины, для правильного - укрепить здоровье детей
формирования стопы.
Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
переменный шаг с носка на пятку и обратно,
пружинящий шаг, топающий шаг, переменный
шаг, галоп, подскоки, шаг польки. Перестроения
– круг, две колонны, две змейки, «прочес»,
полукруг, четыре колонны.)
Разминка «Как у нашей бабушки» (Голова–
повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи
– поочередное поднимание и опускание,
круговые движения. Руки – открывание во II
позицию и закрывание в положение на талию,
положение рук перед грудью, круговые движения
локтями, сгибание-разгибание в локтевом суставе.
Корпус – наклоны, повороты. Ноги – поднимание
на полупальцы с опусканием в плие, поднимание
колен, вытягивание и сокращение стопы вперед и
в сторону, «пирамидка». Прыжки - по VI позиции
ног, галоп в стороны, подскоки на месте, «шаг
лыжника».)

31

«Мы собираемся на бал»

Детский бальный танец, элементы историко – бытового танца.

Маршировка – вальсовый шаг.
Перестроения – круг, диагонали, колонна, через
одного на полукруг, «шторки», круг.
Разминка «Мы собираемся на бал» (Голова–
повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи
– поочередное поднимание и опускание, круговые
движения. Руки – открывание во II позицию и
закрывание в положение на талию, вытягивание
рук вперед – на талию, круговые движения
локтями, сгибание-разгибание в локтевом суставе.
Корпус – наклоны, повороты. Ноги –поднимание
на полупальцы с опусканием в плие, поднимание
колен, вытягивание и сокращение стопы вперед и
в сторону, приставные шаги. Прыжки - по VI
позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте,
по VI – II позиции ног.)
Вальсовая дорожка, балансе, правый поворот,
переходы в парах.
«Вальс цветов»
Менуэт
Игра «Мы пойдем сначала вправо»
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины, для правильного
формирования стопы.

32

- формировать правильное исполнение
танцевальных шагов.
- Формировать умение ориентироваться
в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.

- объяснение.
- показ.
- инструкция.
- инструкция.
- объяснение.
- показ.

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- объяснение.
- Научить правильно исполнять
- показ.
движения.
- научить передавать заданный образ.
- Обучить детей танцевальным
- инструкция.
движениям.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.
- импровизация.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру - объяснение.
движения, их выразительность.
- показ.
- Формировать умение ориентироваться
в пространстве.
- объяснение.
- Развитие воображения, фантазии,
- показ.
артистичности.
- развить чувство ритма, музыкальность.
- формировать правильную осанку.
- повысить гибкость суставов, улучшить
эластичность мышц и связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей

«Навстречу к солнцу»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
переменный шаг с носка на пятку и обратно,
пружинящий шаг, галоп, подскоки, шаг польки.
Перестроения - квадрат, диагональ, круг, колонна,
полукруг, круг в круге.)
Разминка «Весеннее настроение» (Голова–
повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи
– поочередное поднимание и опускание,
круговые движения, поднимание «по три раза».
Руки – открывание во II позицию и закрывание в
положение на талию, круговые движения
прямыми руками, круговые движения локтями,
сгибание-разгибание в локтевом суставе. Корпус
– наклоны, повороты. Ноги –поочередное
поднимание пяток, поднимание на полупальцы с
опусканием в плие, поднимание колен,
вытягивание и сокращение стопы вперед и в
сторону, приставные шаги. Прыжки - по VI
позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте,
по VI – II позиции ног.)

- инструкция
- формировать правильное исполнение
танцевальных шагов.
- Формировать умение ориентироваться - инструкция
в пространстве.
- научить перестраиваться из одного
рисунка в другой.
- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно исполнять
движения.
- научить передавать заданный образ.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- Формировать пластику, культуру
движения, их выразительность.

Пружинящее движение, пружинящее движение на
шагах, основной ход танца «самба», «Виск»,
«самба-ход вперед», «соло-поворот», положение в
паре.

- Формировать умение ориентироваться
в пространстве.
- развить
чувство
взаимопомощи,
бережное отношение друг к другу.

Танец «Солнышко и

- развить чувство ритма, музыкальность.

тучка»
Игра «Развесели меня»
Игра «Дождик»
Игра «Повторяем движения»

- развить внимание и память.
- формировать правильную осанку.
- повысить гибкость суставов, улучшить
эластичность мышц и связок, нарастить
силу мышц.
33 - укрепить здоровье детей.

- объяснение.
- показ
- объяснение.
- показ.
- объяснение
- объяснение.
- инструкция.

- объяснение.
- показ.

- объяснение.
- показ.

Партерная гимнастика – упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины, для правильного

«Веселая карусель»

Элементы эстрадного танца

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
переменный шаг с носка на пятку и обратно,
пружинящий шаг, галоп, подскоки, шаг польки.
Перестроения - круг, квадрат, диагонали, два
круга, «прочес», змейка, шахматный порядок.)
Разминка «Карусельные лошадки» (Голова–
повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи
– поочередное поднимание и опускание, круговые
движения, поднимание «по три раза». Руки –
поднимание и опускание кисти, круговые
движения прямыми руками, круговые движения
локтями, сгибание-разгибание в локтевом суставе.
Корпус – наклоны, повороты. Ноги – поочередное
поднимание пяток, поднимание на полупальцы с
опусканием в плие, поднимание колен. Прыжки по VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на
месте, бег на месте с высоким подниманием
колен.)
Танцевальная композиция «Танец для мамы»
Игра «Дискотека»
Игра «Раз, два»
Игра «Карусель»
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины, для правильного
формирования стопы.
34

- инструкция.
- формировать правильное исполнение
танцевальных шагов.
- Формировать умение ориентироваться - инструкция
в пространстве.
- научить перестраиваться из одного - объяснение.
рисунка в другой.
- показ.
- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно исполнять
движения.
- научить передавать заданный образ.

- объяснение.
- импровизация.
- инструкция.

- показ.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- объяснение.
-Формировать
пластику, культуру
- объяснение.
движения, их выразительность
- развить творческие способности
- показ.
ребенка.
- развить моторику.
- Формировать умение слушать музыку,
понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными
движениями.
- формировать правильную осанку.
- повысить гибкость суставов, улучшить
эластичность мышц и связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей.

Список литературы
1. Агеев М.Н. От потешек к танцу. Москва, «Век информации» 2016, 195с.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 5-е изд. – СПб.: «Лань». 2010. -240 с.
3. Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких. – Мозырь, «Белый ветер», 2002, 185с.
Бриске И.Э. Основы детской хореографии. Челябинск, Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013, 179с.
Ермак Н.Н. Занимаемся, играя: физкультурные занятия для младшей группы, Мозырь, Белый ветер, 2005, 169с.
Калинина О.Н. Прекрасный мир танца. – Харьков, «Апостроф», 2012, 192с.
Мелехов А.В. Искуство балетмейстера. Композиция и постановка танца. – Екатеринбург, УрГПУ, 2016, 146с.
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду / Ярославль: Академия развития, 1997. 98с.
Сафрина А.В. Игра как средство развития творческих способностей. Методические рекомендации. Новосибирск: Центр внешкольной
работы «Лад» 2011. 30 с.
10. Фирилева Ж.И. Сайкина Е.Г., СА-ФИ-Дэнс. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб., Детство-пресс 2000, 165с.
11. Хавилер Д. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. «Новое слово», 2007, 112 с.
12. Шарова Н. И. Детский Танец. – Спб., Планета Музыки, 2011, 30с.
13. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу, Москва, «Один из лучших» 2008, 39с.
14. Янковская О.Н. Учить ребёнка танцам необходимо // Начальная школа - 2000. 37с.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».